Все народы и во все времена веровали в Бога и возносили ему
молитвы, хотя часто заблуждались, неправильно веровали в Бога, но никогда не
теряли веру в Божество, т.к. всегда имели религию.
Всеобщность веры в Бога была известна еще со времен Аристотеля, величайшего
греческого ученого (философа и естествоиспытателя, родившегося в 384 году от
Рождества Христова). И теперь, когда ученым известны все без исключения народы,
населявшие и населяющие нашу землю, подтвердилось, что все народы имеют свои
религиозные верования, молитвы, храмы и жертвоприношения. "Этнография не знает
безрелигиозных народов", - говорит немецкий географ Ратцель.
Если же и существуют отдельные убежденные безбожники, то они являются редкими исключениями, болезненными отступлениями от нормы. И как существование слепых, глухих, немых не говорит против того, что человечество владеет даром зрения, слуха и речи; как существование идиотов не отрицает того, что человек есть существо разумное, так и существование безбожников не опровергает факта (очевидной истины) всеобщности религии.
Ученый Деннерт опросил о вере в Бога через анкеты 432 ученых
естествоиспытателя. 56 из них ответов не прислали, 349 ученых оказались верующими
в Бога, и лишь только 18 заявили, что они не верующие или равнодушные к вере.
Результаты этого опроса ученых совпадают с результатами других подобных исследований.
"Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия,
кроме тех, кому это выгодно", - говорил английский ученый Бэкон.
Апостол Павел был образованнейшим человеком своего времени, и он говорит: "Всякий дом устраивается кем-либо, а устроивший все есть Бог" (Евр. 4, 3).
Великий ученый Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу.
Великий Паскаль, гений математики, один из творцов новой физики, был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Паскаль сказал: "Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней".
Великий основатель всей современной бактериологии, мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни - Пастер говорит: "Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца".
Знаменитый ученый Линней заканчивает свою книгу о растениях такими словами: "Воистину есть Бог, великий, вечный, без которого ничто не может существовать".
Астроном Кеплер восклицает: "О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу Твоему во всю твою жизнь".
Даже Дарвин, учение которого было, потом использовано полуучеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, как Дарвин изложил свое учение об эволюционном развитии животного мира, его спросили, где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: "Оно приковано к Престолу Всевышнего".
Великий геолог Ляйель, пишет: " При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога" Ученый историк Мюллер заявляет: "Только с познанием Господа и по основательному изучению Нового Завета я стал понимать смысл истории"
Величайший ученый нашего века Макс Планк, в 1918 году получивший Нобелевскую премию по физике, говорит: "Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше, чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга".
Проф. М. М. Новиков (бывший ректор Московского университета, награжденный в 1954 г. от Гейдельбергского университета золотым докторским дипломом и с 1957 г. действительный член Нью-йоркской Академии Наук, в своей статье "Путь естествоиспытателя к религии" пишет): "Одним из самых поразительных в истории наук оказался тот факт, что физика - эта прочнейшая основа прежнего материалистического естествознания, стала на путь идеалистический. Она пришла к выводу, что физические явления определяются духовной, божественной силой. Это было высказано в последнее время тремя наиболее выдающимися учеными".
В широких общественных кругах хорошо известна (хотя бы по наименованию) теория относительности А. Эйнштейна. Но не все знают, что она привела ученого к формулированию "космической религии". Эта религия, как и всякая другая, признает существование высшего Духа, творящего мировую гармонию. Важное значение для развития естествознания получила разработанная М. Планком теория квант. По поводу интересующей проблемы этот автор пишет следующее: "Единственное, первичное данное для естествоиспытателя, есть содержание его чувственных восприятий и выводимых из этого измерений. Отсюда, путем индуктивного исследования, пытается он по возможности приблизиться к Богу и Его миропорядку, как к высшей, но навеки недостижимой цели. Если, следовательно, обе - религия и естественная наука - требуют для своего обоснования веры в Бога, то для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) - в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки - венец разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии - для действования (поведения Для познания единственным прочным исходным пунктом служит восприятие наших чувств)."
Предположение о существовании некоторого закономерно мирового
порядка является при этом предпосылкой для формулирования плодотворных вопросов.
Но для действования этот пункт не годится, ибо с проявлениями нашей воли мы не можем
ждать до тех пор, пока наше познание окажется совершенным, и мы приобретем
всеведение. Ведь жизнь требует от нас немедленных решений".
Далее Планк указывает на то, что если мы приписываем Богу, кроме всемогущества
и всеведения, еще атрибуты добра и любви, то приближение к Нему доставляет ищущему
утешения человеку ощущение счастья в высокой мере. "Против такого представления
нельзя выставить, с точки зрения естествознания, ни малейшего возражения". Большую
сенсацию вызвала работа В. Гейзенберга - лауреата Нобелевской премии 1932 года.
Он формулировал принцип индетерминизма (неопределенности), по которому можно только
с известными ограничениями определять элементарные частицы, как последние и
неразложимые единицы материи. А кроме того, невозможно знать одновременно и точно
положение частицы и скорость ее движения. Мы утверждаем, что электроны существуют,
но мы не в состоянии отличить их один от другого. Что же касается материи, то самое
это понятие в прежнем смысле становится излишним. Мир, по словам Гейзенберга, состоит
из чего-то, сущность которого нам неизвестна. Это "что-то" проявляется то в виде, как
бы, частиц, то в виде волн и, если уже искать названия, то это "что-то" надо
обозначить словом энергия, да и то в кавычках. Так называемые естественнонаучные
законы - суть закономерности не точного, но статического характера (т. е. без учета
действующих сил).
К этим соображениям следует добавить, что понятие неопределенного
"чего-то" применимо также и к жизненным явлениям. Но здесь оно принимает совершенно
иной характер. Математические уравнения, которыми характеризуем элементарные
физические процессы, здесь не применимы, ибо жизнь, как утверждал Дриш,
"представляет автономную (независимую, самостоятельную) область".
Известный профессор И. А. Ильин говорит: "Настоящий ученый прекрасно понимает,
что "научная" картина мироздания все время меняется, все осложняясь, углубляясь,
уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства... Настоящий
ученый знает, что наука никогда не будет в состоянии объяснить свои последние
предпосылки или определить свои основные понятия, например, точно установить, что
такое "атом", "электрон", "витамин", "энергия" или "психологическая функция"; он
знает, что все его "определения", "объяснения" и "теории" - суть только
несовершенные попытки приблизиться к живой тайне материального и душевного мира.
О продуктивности науки не стоит спорить: за нее свидетельствуют вся современная
техника и медицина. Но что касается ее теоретических истин и их доказуемости, то
наука плавает по морям проблематического (предположительного) и таинственного".
Один из самых знаменитых американских ученых, бывший председатель Нью-йоркской
Академии наук, А. Крессм Моррисон, доказывает бытие Бога в своей блестящей статье:
"Семь причин, объясняющих, почему я верю в
Бога".